КОНТРАПУНКТ

КОНТРАПУНКТ
(лат. Contrapunctus, нем. Kontrapunkt, ит. Contrapunto, франц. Contrepoint, англ. Counterpoint) – в настоящее время под этим словом понимается та часть теории композиции, которая занимается развитием в учащемся искусства находить мелодии, контрапунктирующие к данной мелодии. От таких контрапунктирующих голосов (из которых каждый нередко также называют к-м) требуется: 1) чтобы они были согласованы с данным голосом (cantus firmus'ом); 2) чтобы каждый из них двигался сам по себе осмысленно и таким образом давал бы самостоятельный голос. Конечно, эта самостоятельность имеет свои границы; так как всякое одновременное скопление нескольких тонов, точно также как и всякое быстрое последование тонов, уразумевается нами только в том случае, если тоны эти могут быть объединены в нашем понимании, как относящиеся к одному созвуку (См. Диссонанс и Гамма), то самостоятельность в движении различных голосов уместна лишь постольку, поскольку она не исключает гармонической осмысленности образуемых к-м комбинаций. Гармония также предполагает осмысленное многоголосие, но при изучении гармонии ученик упражняется в многоголосном сложении на предписанных аккордах (причем безразлично, дан ли цифрованный голос – большей частью бас – или нет; последнее мы видим в системе Римана), тогда как при нахождении контрапунктических голосов ученик не ограничен никакими заранее указанными гармоническими рамками. Старинное учение о к-е строго держится принципов, выработанных практикой того времени, когда еще не существовало представления о консонирующем аккорде (созвуке) и при связывании голосов принимались в расчет исключительно интервалы, образуемые каждой парой голосов; с точки зрения этого учения для занятий к-м достаточно предварительного знакомства с интервалами. Новейшая школа напротив, начинает упражнения в к-е лишь после прохождения курса гармонии, т.е. она предполагает полное понимание гармонического содержания cantus firmus'a, а следовательно и зависимость контрапунктирующих голосов от этого понимания. Необходимою промежуточной ступенью между учением о гармонии и к-м являются упражнения в фигурации данных гармоний (срв. Riemann "Neue Schule der Melodik" [1883] и "Lehrbuch des einfachen, doppelten und imitierenden Kontrapunktes" [1888]). Когда впервые появилось название Contrapunctus (в 14-м веке), искусство многоголосного сложения было уже весьма развито; поэтому, появившиеся под назв. Regulae de contrapuncto теоретические трактаты Гарландиа II, Муриса [de Francia], [псевдо] де Витри и др. не дают в сущности чего-либо нового, а являются пересказом правил, существовавших раньше для писания Discantus'a, по с измененною терминологией. Исходным пунктом всех этих трактатов являются правила "равного" к-а, т.е. такого, при котором ритм контрапунктирующего голоса слепо следует за ритмом cantus firmus'a, и таким образом получается punctus contra punctum или nota contra notam ("нота против ноты"), – откуда возникло и самое слово к. Мурис вполне определенно называет такой к. fundamentum discantus (Куссмакер, "Script." III, 60). "Неравный" к. Мурис называет "diminutio contrapuncti", – понятие, которое и посейчас еще сохранилось. Вот один из примеров Муриса (там же, 62): Имитационные формы к-а восходят к 13-му веку; Вальтер Одингтон (конец 14-го века) дает следующее определение rondellus'a: "Si quod unus cantat, omnes per ordinem recitant" (Куссмакер, "Script.", I, 245). Формы эти были доведены до чрезмерных ухищрений контрапунктистами 15–16 веков (срв. Канон), но в 17–18 веках прояснились и поднялись до художественной фуги. Строгий канон с быстрым вступлением имитирующих голосов представляет собой в конце концов только фокус, шутку. Неизмеримо большее значение для композиции имеет так назыв. двойной к. т.е. такой, который допускает перемещение голосов верхнего и нижнего. Различается двойной к. в октаву, в дециму и дуодецему и пр., смотря по тому, рассчитан ли он для перемещения голосов на октаву, дециму, дуодециму и т.д. Ясное изложение различных видов двойного к-а и канона дают уже Н. Вичентино в своем сочинении "L'antica musica ridotta alla moderna" (1555) и Царлино в своем "Istitutioni armoniche" (1558). Учебниками к-а в старинном стиле являются сочинения Фукса, Мартини, Альбрехтсбергера, Керубини, Фетиса, Беллермана, Бусслера и др. Напротив того сочинения Дена, Рихтера, Тирша, Ядассона, Римана, Праута и др. связаны с учением о гармонии, или вернее, настоящей школой является в них учение о гармонии, к. же представляет собой ничто иное как прикладные опыты этой школы. Первая дается изучением, второй – чутьем. См. Contrapunctus, Contrapunto.

Музыкальный словарь Римана. - Москва, Лейпциг. . 1904.

Игры ⚽ Нужен реферат?
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "КОНТРАПУНКТ" в других словарях:

  • контрапункт — контрапункт …   Орфографический словарь-справочник

  • КОНТРАПУНКТ — (ново лат., собственно: противоточие, потому что прежде, вместо нот, ставили точки). Искусство гармонического сочетания многих голосов для образования одной мелодии. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910.… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • КОНТРАПУНКТ — (немецкое Kontrapunkt, от латинского punctus contra punctum, буквально точка против точки), 1) в полифонической (многоголосной) музыке одновременное сочетание 2 и более мелодических линий в разных голосах простой контрапункт. Повторение этого… …   Современная энциклопедия

  • Контрапункт — (немецкое Kontrapunkt, от латинского punctus contra punctum, буквально точка против точки), 1) в полифонической (многоголосной) музыке одновременное сочетание 2 и более мелодических линий в разных голосах простой контрапункт. Повторение этого… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • КОНТРАПУНКТ — (нем. Kontrapunkt) в музыке 1) одновременное сочетание 2 и более самостоятельных мелодий в разных голосах.2) Мелодия, присочиняемая к данной мелодии.3) То же, что полифония.4) Подвижной контрапункт повторное проведение полифонического построения… …   Большой Энциклопедический словарь

  • КОНТРАПУНКТ — КОНТРАПУНКТ, контрапункта, мн. нет, муж. (нем. Kontrapunkt) (муз.). Искусство сочетать самостоятельные, по одновременно звучащие мелодии в одно целое. Высший расцвет контрапункта творчество Баха и Генделя. || Отдел теории музыки, посвященный… …   Толковый словарь Ушакова

  • КОНТРАПУНКТ — КОНТРАПУНКТ, а, муж. В музыке: одновременное движение нескольких самостоятельных мелодий, голосов, образующих гармоническое целое (многоголосие), а также учение о таком движении. | прил. контрапунктический, ая, ое и контрапунктный, ая, ое.… …   Толковый словарь Ожегова

  • контрапункт — сущ., кол во синонимов: 1 • полифония (5) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • Контрапункт — (ит. Contrapunto, неи. Contrapunkt, франц. Contrepoint) соединение нескольких мелодических самостоятельных голосов, отличающеесяполным благозвучием. Разница между гармонией и К. та, что в первойголосоведение является следствием правильного… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • КОНТРАПУНКТ — искусство одновременного сочетания нескольких мелодических линий. В истории музыки термин контрапункт прилагается в специальном смысле к стилю, возникшему в 14 в. и пришедшему на смену т.н. дисканту 13 в. В более широком и общепринятом значении… …   Энциклопедия Кольера

  • Контрапункт — У этого термина существуют и другие значения, см. Контрапункт (значения). Книга С. И. Танеева «Подвижной контрапункт строгого письма» с дарственной надписью автора Контрап …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»